16 октября, 11:49
2

6 болезней копирайтера: как сделать текст лучше

Ликбез для тех, кто пропустил ликбезы: как писать и оценивать тексты для бизнеса, медиа и адекватных людей.

Эта статья пригодится маркетологам, проджект-менеджерам и редакторам, то есть тем, кто каждый день ставит задачи по текстам и проверяет результат. И, конечно же, авторам информационных текстов.

Я руководитель контент-маркетингового агентства Write-Studio и маркетолог. Ежедневно работаю с текстами и даю по ним обратную связь. Я точно знаю, какой результат нужен заказчику, и могу отличить сильный материал от сырой статьи. И знаю, как порой сложно дать конструктивную обратную связь копирайтеру. Такую, с которой можно работать.

Автор, которого печатают в СМИ, неизбежно осваивает редактуру. У такого автора другие акценты: как и редактор, он нацелен на результат (публикацию материала) и понимает: сам факт того, что он написал упитанный текст на тысячу слов — это пшик. Без публикации — это просто тысяча никому не нужных слов. Зачастую у автора нет ни гарантий, ни фикса за тысячу знаков, ни буфера в виде агентства или фриланс-биржи.

У копирайтера больше свободы: фидбек от заказчика или менеджера — шанс усилить текст или даже переписать его заново, если черновик откровенно слабый. Адекватный заказчик поможет копирайтеру понять аудиторию. А человек, пишущий для СМИ, должен сам разобраться, кто его читатель. (Подсказка: у большинства редакций есть правила, которые помогут сориентироваться, как писать и для кого. Вот наши.)

И главное: интернет-издание не может работать со слабыми текстами, потому у нашего автора, как правило, всего одна попытка. Мы можем помочь усилить толковый материал, но не будем возиться с заведомо слабой работой. Потому горячо рекомендуем советы ниже, какими бы простыми и очевидными они вам ни казались.

1. Канцелярит

Встречается у начинающих копирайтеров, которые ещё не отвыкли после университета пачками писать рефераты и курсовые. В коммерческих текстах язык получается отстранённым, безжизненным и тяжёлым для восприятия. В результате текст может быть по делу, но читать его невозможно.

Источник

Как определить

Появляется чувство, что вы прочли реферат. Простые вещи описаны сложными словосочетаниями («было принято решение»), штампами («ускоренные темпы роста») и заумными словами («был достигнут консенсус»).

Как решить

  • Дайте больше мяса по статье. Канцеляризмы прорываются в текст, когда сказать не о чем, а создать видимость полезного контента надо.

  • Попросите копирайтера почистить канцеляризмы. Если специалист их не видит, значит у него низкие навыки письма. Стоит ли с ним дальше работать?

  • Самостоятельно изучите тему канцеляризмов и поделитесь находками с копирайтером. По этой теме стоит почитать «Пиши, сокращай» Ильяхова и Сарычевой, «Живой как жизнь» Корнея Чуковского и «Слово живое и мёртвое» Норы Галь.

2. Негативизм

Вы читаете текст и понимаете: всё сложно, жить тяжело и опасно. Иногда действительно стоит сгустить краски, чтобы продукт показался идеальным и быстрым решением, но общий тон текста не должен быть мрачным. Пользуясь негативом как приёмом, помните, что это признак манипулятивной продажи, нацеленной на быстрый результат. Читатели могут сделать вывод, что у вас слабый продукт и вам важно обойти здравый смысл.

Когда вы выстраиваете образ товара или услуги, стоит подумать, какие ассоциации вам важны. Для качественных продуктов хочется создавать долгосрочную позитивную ауру, апеллировать к сильным положительным эмоциям и рациональной выгодной покупке.

Источник

Как определить

Обилие слов с негативным окрасом, частицы «не» и союза «но».

Как решить

Посоветуйте копирайтеру искать позитивные или нейтральные синонимы. Например, вместо слова «проблема» использовать «вопрос». Предложения с союзом «но» разбивать на две полноценные фразы или использовать другую смысловую связку. Частицы «не» просто почистить, изменив фразы.

3. «Визуал — это не моё, идите к дизайнеру»

Что делает статью визуально лёгкой? Навигация: заголовки, списки, таблицы, читаемого размера абзацы с продуманными первыми фразами. Именно навигация помогает понять, стоит ли читать статью, и это часть работы копирайтера.

Источник

Как определить

По отсутствию визуальной структуры. О содержании статьи вам говорит только заголовок, а чтобы понять суть, нужно прочесть всю «колбасу» текста. Кто захочет тратить 5–10 минут на материал сомнительного качества?

Как решить

  • Длинные абзацы разбить на короткие, до пяти строк: в интернете сложнее читать большие куски текста, взгляд теряет нужную строку.

  • Добавить списки, выводы и другие способы организации материала. Они не всегда нужны, но если какой-то материал можно дать списком — лучше сделать так. Это здорово упростит чтение.

  • Попросите копирайтера сделать подзаголовки: нельзя оставлять читателя без навигации, иначе он не захочет читать статью.

  • Проработайте с копирайтером анонс: он должен вовлекать в прочтение статьи.

4. Нарциссизм

Копирайтеры уверены, что их текст будут читать. Это не так. Никто не хочет читать коммерческие тексты. Смиритесь с этим.

Вы, заказчик текста, — единственный человек с сильной мотивацией прочесть все буквы в статье. Пользователь не будет заставлять себя читать, в интернете слишком много контента. Он просканирует материал взглядом, в интересных блоках выхватит начало абзаца, и только реально полезный текст прочтёт частично или полностью. Но это не точно.

Хороший копирайтер умеет вовлекать и управлять вниманием читателя.

Источник

Как определить

Вы дочитали статью только потому, что нужно ответить копирайтеру. Если даже вам скучно — дело дрянь.

Как решить

  • Не забывать о пользе читателя: почему стоит прочесть эту статью. Когда будете ставить задачу копирайтеру, пропишите, что читатель должен узнать из статьи и что сделать.

  • Продумать навигацию по статье: заголовки, анонсы, подзаголовки и цепкие врезки.

  • Выжать из текста всю воду, поработать со стоп-словами, канцеляризмами.

5. Поток сознания — обо всём и ни о чём

Иногда вы читаете статью и не понимаете, о чём она: вроде коснулись всех тем, но какой-то конкретной пользы нет. Такое происходит, когда у статьи нет плана и единой цели. Копирайтер забыл правило «Одна статья — одна задача».

Источник

Как определить

  • В статье затронуто сразу несколько вопросов, и копирайтер не выдерживает единой линии повествования. В материале много отсылок к другим темам или есть выбивающиеся из общей канвы мысли.

  • Вложенные списки: если в статье много подпунктов и ответвлений, то, скорее всего, копирайтер не может упростить мысль или пытается вместить несколько материалов в один.

  • Из текста неясно, что читатель должен сделать или получить, то есть цель статьи не достигнута или вообще отсутствует.

Как решить

  • При постановке задачи обозначьте тему статьи, её цель, действие, которое вы хотите получить от читателя (узнал, научился, заказал и так далее).

  • Установите правило «Одна статья — одна задача». Все ответвления — в отдельные тексты.

6. Поверхностность

Интереснее всего читать про реальный опыт и знание продукта. Копирайтер не в теме и не планирует в неё погружаться? Ищите нового. Иначе статья получится пустой, похожей на сотни других в интернете. Зачем вам очередной рерайт?

Источник

Как определить

  • Низкая уникальность статьи. В интернете есть много ресурсов, с помощью которых можно проверить материал на плагиат или рерайт. Я использую Advego Plagiatus.

  • Много воды, ноль конкретики: отсутствуют примеры из практики, актуальные цифры, личный опыт, комментарии экспертов. Первым сигналом может быть отсутствие вопросов от копирайтера на старте работы.

  • Вам скучно читать статью, потому что вы как маркетолог или владелец бизнеса уже тысячу раз сталкивались с этой информацией и не видите ничего нового ни в контенте, ни в стиле подачи.

Как решить

  • Сформулируйте тему статьи самостоятельно, если работаете с копирайтером впервые. Возможно, придётся и план набросать.

  • Дайте список проверенных источников, где можно посмотреть информацию по теме.

  • Предоставьте текстуру (мясо!) для статьи. На первых этапах работы экспертный контент должен исходить от вас. В идеальном мире копирайтер сам запросит необходимую информацию.

Памятка для заказчика

  • Начинаете сотрудничество с новым копирайтером? Помогите ему с исходными материалами, цифрами. Возможно, с планом статьи.

  • Обратная связь должна быть конкретной. Субъективное «нравится — не нравится» не поможет решить задачу. Объясните копирайтеру, что именно не подходит: не раскрыта тема, из статьи сыпется канцелярит, материал не читается из-за отсутствия навигации.

  • Статья не нравится, но вы не можете чётко сформулировать, что не так? Постарайтесь описать свои ощущения от текста или разобрать конкретные примеры из него. Копирайтеры готовы работать с правками, им важно понимать, что конкретно в статье нужно изменить.

  • В обратной связи нужны положительные эмоции. Копирайтеры пишут статьи в творческом порыве, не всегда и не все могут отделить критику текста от оценки профессионализма. Найдите за что похвалить, а после комментируйте статью.

Добротный материал — это результат работы команды из заказчика и исполнителя. Держите фокус на результате, взаимной поддержке, и всё получится.

Источник

Источник фото на тизере: Bekky Bekks on Unsplash

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.



6 болезней копирайтера: как сделать текст лучше

Ликбез для тех, кто пропустил ликбезы: как писать и оценивать тексты для бизнеса, медиа и адекватных людей.

Эта статья пригодится маркетологам, проджект-менеджерам и редакторам, то есть тем, кто каждый день ставит задачи по текстам и проверяет результат. И, конечно же, авторам информационных текстов.

Я руководитель контент-маркетингового агентства Write-Studio и маркетолог. Ежедневно работаю с текстами и даю по ним обратную связь. Я точно знаю, какой результат нужен заказчику, и могу отличить сильный материал от сырой статьи. И знаю, как порой сложно дать конструктивную обратную связь копирайтеру. Такую, с которой можно работать.

Автор, которого печатают в СМИ, неизбежно осваивает редактуру. У такого автора другие акценты: как и редактор, он нацелен на результат (публикацию материала) и понимает: сам факт того, что он написал упитанный текст на тысячу слов — это пшик. Без публикации — это просто тысяча никому не нужных слов. Зачастую у автора нет ни гарантий, ни фикса за тысячу знаков, ни буфера в виде агентства или фриланс-биржи.

У копирайтера больше свободы: фидбек от заказчика или менеджера — шанс усилить текст или даже переписать его заново, если черновик откровенно слабый. Адекватный заказчик поможет копирайтеру понять аудиторию. А человек, пишущий для СМИ, должен сам разобраться, кто его читатель. (Подсказка: у большинства редакций есть правила, которые помогут сориентироваться, как писать и для кого. Вот наши.)

И главное: интернет-издание не может работать со слабыми текстами, потому у нашего автора, как правило, всего одна попытка. Мы можем помочь усилить толковый материал, но не будем возиться с заведомо слабой работой. Потому горячо рекомендуем советы ниже, какими бы простыми и очевидными они вам ни казались.

1. Канцелярит

Встречается у начинающих копирайтеров, которые ещё не отвыкли после университета пачками писать рефераты и курсовые. В коммерческих текстах язык получается отстранённым, безжизненным и тяжёлым для восприятия. В результате текст может быть по делу, но читать его невозможно.

Источник

Как определить

Появляется чувство, что вы прочли реферат. Простые вещи описаны сложными словосочетаниями («было принято решение»), штампами («ускоренные темпы роста») и заумными словами («был достигнут консенсус»).

Как решить

2. Негативизм

Вы читаете текст и понимаете: всё сложно, жить тяжело и опасно. Иногда действительно стоит сгустить краски, чтобы продукт показался идеальным и быстрым решением, но общий тон текста не должен быть мрачным. Пользуясь негативом как приёмом, помните, что это признак манипулятивной продажи, нацеленной на быстрый результат. Читатели могут сделать вывод, что у вас слабый продукт и вам важно обойти здравый смысл.

Когда вы выстраиваете образ товара или услуги, стоит подумать, какие ассоциации вам важны. Для качественных продуктов хочется создавать долгосрочную позитивную ауру, апеллировать к сильным положительным эмоциям и рациональной выгодной покупке.

Источник

Как определить

Обилие слов с негативным окрасом, частицы «не» и союза «но».

Как решить

Посоветуйте копирайтеру искать позитивные или нейтральные синонимы. Например, вместо слова «проблема» использовать «вопрос». Предложения с союзом «но» разбивать на две полноценные фразы или использовать другую смысловую связку. Частицы «не» просто почистить, изменив фразы.

3. «Визуал — это не моё, идите к дизайнеру»

Что делает статью визуально лёгкой? Навигация: заголовки, списки, таблицы, читаемого размера абзацы с продуманными первыми фразами. Именно навигация помогает понять, стоит ли читать статью, и это часть работы копирайтера.

Источник

Как определить

По отсутствию визуальной структуры. О содержании статьи вам говорит только заголовок, а чтобы понять суть, нужно прочесть всю «колбасу» текста. Кто захочет тратить 5–10 минут на материал сомнительного качества?

Как решить

4. Нарциссизм

Копирайтеры уверены, что их текст будут читать. Это не так. Никто не хочет читать коммерческие тексты. Смиритесь с этим.

Вы, заказчик текста, — единственный человек с сильной мотивацией прочесть все буквы в статье. Пользователь не будет заставлять себя читать, в интернете слишком много контента. Он просканирует материал взглядом, в интересных блоках выхватит начало абзаца, и только реально полезный текст прочтёт частично или полностью. Но это не точно.

Хороший копирайтер умеет вовлекать и управлять вниманием читателя.

Источник

Как определить

Вы дочитали статью только потому, что нужно ответить копирайтеру. Если даже вам скучно — дело дрянь.

Как решить

5. Поток сознания — обо всём и ни о чём

Иногда вы читаете статью и не понимаете, о чём она: вроде коснулись всех тем, но какой-то конкретной пользы нет. Такое происходит, когда у статьи нет плана и единой цели. Копирайтер забыл правило «Одна статья — одна задача».

Источник

Как определить

Как решить

6. Поверхностность

Интереснее всего читать про реальный опыт и знание продукта. Копирайтер не в теме и не планирует в неё погружаться? Ищите нового. Иначе статья получится пустой, похожей на сотни других в интернете. Зачем вам очередной рерайт?

Источник

Как определить

Как решить

Памятка для заказчика

Добротный материал — это результат работы команды из заказчика и исполнителя. Держите фокус на результате, взаимной поддержке, и всё получится.

Источник

Источник фото на тизере: Bekky Bekks on Unsplash

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.