12 августа 2019, 12:30
5

Как перевести обучение сотрудников в онлайн: 5 правил от Coca-Cola HBC Россия

Перевод программ по развитию персонала в онлайн-форматы экономит ресурсы и позволяет привлекать к обучению спикеров самого высокого уровня вне зависимости от географии. Но как сделать так, чтобы программа не превратилась в череду скучных однообразных вебинаров? Советами по диджитализации образовательных HR-практик поделилась старший эксперт по управлению талантами Ксения Шашмурина.

Последние несколько лет наша компания старалась развивать digital-направление в работе HR, но нельзя было сказать, что мы уже ворвались в цифровую эпоху и пользуемся всеми её преимуществами. Внедрение многих цифровых инструментов масштабно началось только в 2018 году.

Тем не менее, мы смогли в сжатые сроки перевести существенную часть программ по развитию персонала в онлайн-формат, удержать высокую вовлечённость на протяжении всего обучения и создать сильное комьюнити. Сейчас использование диджитал-инструментов позволяет экономить массу ресурсов, причём как организаторам, так и участникам программ. И одновременно — резко снижает зависимость от географии. Ведь если обучение ведётся дистанционно, то местоположение спикеров и участников не играет никакой роли. Команды из любого региона страны получают возможность учиться у лидеров и получать уникальный опыт из первых рук.

Диджитализация программ развития не потребовала от компании больших затрат. В нашем случае это делалось HR-командой из трёх–четырёх человек. По приблизительным подсчётам, на перевод отдельного проекта в онлайн требуется 20–30 часов работы такой небольшой команды.

На сегодняшний день мы успели трансформировать два крупных образовательных формата.

Первый из них — Learning Club. Эта площадка создавалась для ускоренного развития персонала, повышения компетенций и погружения в текущие бизнес-задачи. Всего в Learning Club обучается около 300 сотрудников ежегодно. Раньше у каждой группы из 20 человек был свой координатор, который проводил личные встречи и транслировал информацию Центрального офиса поддержки. Перейдя в онлайн, мы централизовали и упростили процесс. Теперь один спикер может работать с группами более 100 человек, а все вводные данные и материалы поступают из единого информационного центра. В рамках Learning Club 11 лидеров со всей России уже поделились своими рекомендациями и лайфхаками.

Статистика показывает высокий интерес пользователей. 70% участников слушают мероприятия онлайн, 30% — в записи, при этом участники рекомендуют темы, заявленные в клубах, для других сотрудников.

Второе переведённое в онлайн решение — площадка «Бизнес-марафон». Ранее она предусматривала очные мероприятия с представителями различных подразделений в городах присутствия. На таких встречах анализировалась работа отдельных функций компании, но в основном формат ограничивался монологом спикера и ответами на вопросы.

В digital-варианте «Бизнес-марафон» превратился в удобную онлайн-платформу с вебинарами, тестами, практическими заданиями и финальной защитой проектов. Сейчас мы запускаем уже третий поток, в каждом из которых участвуют по 40–60 сотрудников. Причём однажды созданную программу обучения мы запускали несколько раз в 2018–2019 годах, дополняя её небольшими обновлениями.

В процессе диджитализации мы использовали самые разные технические решения — от Skype for business и Adobe Connect с возможностью проведения презентаций до интерактивных вариантов: Kahoot, Mentimeter или Random.org. Сейчас в качестве основной площадки остановились на Microsoft Teams.

Какое из решений вы выберете для перевода в онлайн программ развития, не так принципиально. Наш опыт показывает, что успех digital-программ обеспечивают не сложные технические навороты, а контент и грамотная организация процесса. В общем виде это можно свести к нескольким простым, но важным рекомендациям.

1. Правильно адаптируйте материалы

Основной канал в онлайн-обучении — визуальный. Поэтому все материалы для digital-программы должны быть более яркими, броскими и привлекательными, чем обычно.

А главное — более динамичными. Следить за выступлением дольше 20 минут сложно даже в офлайне. А в режиме онлайна нужен совершенно другой ритм. Если речь идёт о вебинаре, то каждые 3–5 минут желательно менять картинку или формат работы, чтобы у пользователей возникало ощущение хорошего, бодрого темпа и не было соблазна заскучать или отвлечься. Пригодятся оригинальный нейминг, нешаблонные иллюстрации, видео и даже мемы. И избегайте официоза в контенте: он неизбежно нагоняет на участников тоску даже если у вас интересная тема и харизматичный спикер.

2. Подготовьте выступающего

От спикера в онлайне зависит не меньше, чем на очных встречах. Он должен уметь работать с голосом и удерживать аудиторию. Конечно, если вам удалось привлечь опытного эксперта, который к тому же является прекрасным оратором, интерес к нему в любом случае будет высоким. Но такая возможность есть не всегда.

Поэтому для онлайн-выступлений в режиме монолога лучше использовать те же правила, что и для всего остального онлайн-контента. То есть — регулярно менять картинку, обогащать презентации видео-материалами и броскими заголовками.

Кроме того, можно задавать именные вопросы, обращаясь к конкретному участнику. Для этого достаточно открыть список активных пользователей и спросить одного из них, что он думает по поводу сказанного. Также полезны классические вебинарные приёмы, вроде «Поставьте плюсик те, кто» или просьбы ответить на вопрос в комментариях.

3. Вовлекайте участников в создание контента

Людям дорого то, что они делают сами. В случае с онлайн-обучением это важно вдвойне. Не стоит превращать участников программ в пассивных слушателей. Опыт показывает, что многие из них отлично справляются с созданием контента. Например, один из наших сотрудников провёл собственное исследование внутри своего региона и сделал интересное и полезное выступление на одной из сессий Learning Club о том, как использовать менторинг в повседневной деятельности.

В плане вовлечения будет полезна почти любая практическая работа. Так, перед участниками «Бизнес-марафона» ставятся конкретные задачи — исследовать завод, посчитать KPI для того или иного проекта. Задания могут быть не только «на освоение материала», но и неформальные. Время от времени мы проводим с участниками фотомосты или просим их прислать селфи с предприятия, на котором они выполняют полученные задачи. А потом награждаем сотрудников в разных импровизированных номинациях — например, за самые задумчивые или самые забавные фото.

4. Настройте обратную связь

Отсутствие привычной обратной связи — главная сложность при организации онлайн-программ по развитию персонала. Поэтому мы регулярно просим участников оценить конкретный курс или презентацию. Кроме того, на старте онлайн-проекта мы использовали чат-бот для вопросов на chatbotmother.com. Из-за корпоративных ограничений от него пришлось отказаться, однако мы нашли сопоставимые возможности в рамках внутренних IT-решений.

Чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией, мы также стараемся вовлекать участников в неформальное коммьюнити. Активно используем соцсети, проводим коммуникационные кампании. В Instagram публикуются фото участников онлайн-программ и рассказы о них, различные «правила жизни» от самих слушателей, экспертов и лидеров.

Вдобавок мы пользуемся чатами, где участники могут оперативно задать вопрос и получить консультацию.

Многое здесь зависит от координатора онлайн-программ. Хотя в большинстве случаев они не знают участников лично, не стоит игнорировать дистанционное общение. Всегда можно написать в чат, поставить лайк в социальной сети, позвонить и узнать, как идут дела.

5. Не забывайте об очном формате

Даже при соблюдении всех перечисленных принципов не стоит полностью отказываться от работы в офлайне. Личные встречи — это энергетика, возможность наладить персональные контакты и продемонстрировать активность, которую сложно было бы проявить онлайн.

Безусловно, в рамках перехода на digital-форматы мы значительно сократили количество очных мероприятий. Если раньше у нас было пять очных сессий по два–четыре дня, то теперь офлайн-сессии занимают в общей сложности шесть–восемь рабочих дней.

Такая комбинация позволяет, с одной стороны, значительно экономить ресурсы, а с другой — использовать преимущества обоих форматов. И в итоге делать программы максимально результативными.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Источник фото для тизера: Tim Gouw



Комментарии:

- 0 +
jun1or #
12.08.2019 13:15
Такие форматы не редкость, и многие диджитал компании делают для своих сотрудников интересные и эффективные онлайн-обучения.
Онлайн это хорошо для повтора пройденова материала, но не для обучение новым технологиям, для этого лучше использовать старые, добрые групповые тренинги.
Онлайн это хорошо для повтора пройденова материала, но не для обучение новым технологиям, для этого лучше использовать старые, добрые групповые тренинги.
- 0 +
Мария Ла #
12.08.2019 14:19
Не знаю насколько эффективно онлайн обучение, но однозначно это экономит ресурсы и время. Это удобно, поэтому это сейчас актуально.
Онлайн обучение — это прекрасное и необходимое решение. Мы в свое время тоже перевели часть материала в онлайн и этим качественно разгрузили руководящее звено.

Введите капчу

Как перевести обучение сотрудников в онлайн: 5 правил от Coca-Cola HBC Россия

Перевод программ по развитию персонала в онлайн-форматы экономит ресурсы и позволяет привлекать к обучению спикеров самого высокого уровня вне зависимости от географии. Но как сделать так, чтобы программа не превратилась в череду скучных однообразных вебинаров? Советами по диджитализации образовательных HR-практик поделилась старший эксперт по управлению талантами Ксения Шашмурина.

Последние несколько лет наша компания старалась развивать digital-направление в работе HR, но нельзя было сказать, что мы уже ворвались в цифровую эпоху и пользуемся всеми её преимуществами. Внедрение многих цифровых инструментов масштабно началось только в 2018 году.

Тем не менее, мы смогли в сжатые сроки перевести существенную часть программ по развитию персонала в онлайн-формат, удержать высокую вовлечённость на протяжении всего обучения и создать сильное комьюнити. Сейчас использование диджитал-инструментов позволяет экономить массу ресурсов, причём как организаторам, так и участникам программ. И одновременно — резко снижает зависимость от географии. Ведь если обучение ведётся дистанционно, то местоположение спикеров и участников не играет никакой роли. Команды из любого региона страны получают возможность учиться у лидеров и получать уникальный опыт из первых рук.

Диджитализация программ развития не потребовала от компании больших затрат. В нашем случае это делалось HR-командой из трёх–четырёх человек. По приблизительным подсчётам, на перевод отдельного проекта в онлайн требуется 20–30 часов работы такой небольшой команды.

На сегодняшний день мы успели трансформировать два крупных образовательных формата.

Первый из них — Learning Club. Эта площадка создавалась для ускоренного развития персонала, повышения компетенций и погружения в текущие бизнес-задачи. Всего в Learning Club обучается около 300 сотрудников ежегодно. Раньше у каждой группы из 20 человек был свой координатор, который проводил личные встречи и транслировал информацию Центрального офиса поддержки. Перейдя в онлайн, мы централизовали и упростили процесс. Теперь один спикер может работать с группами более 100 человек, а все вводные данные и материалы поступают из единого информационного центра. В рамках Learning Club 11 лидеров со всей России уже поделились своими рекомендациями и лайфхаками.

Статистика показывает высокий интерес пользователей. 70% участников слушают мероприятия онлайн, 30% — в записи, при этом участники рекомендуют темы, заявленные в клубах, для других сотрудников.

Второе переведённое в онлайн решение — площадка «Бизнес-марафон». Ранее она предусматривала очные мероприятия с представителями различных подразделений в городах присутствия. На таких встречах анализировалась работа отдельных функций компании, но в основном формат ограничивался монологом спикера и ответами на вопросы.

В digital-варианте «Бизнес-марафон» превратился в удобную онлайн-платформу с вебинарами, тестами, практическими заданиями и финальной защитой проектов. Сейчас мы запускаем уже третий поток, в каждом из которых участвуют по 40–60 сотрудников. Причём однажды созданную программу обучения мы запускали несколько раз в 2018–2019 годах, дополняя её небольшими обновлениями.

В процессе диджитализации мы использовали самые разные технические решения — от Skype for business и Adobe Connect с возможностью проведения презентаций до интерактивных вариантов: Kahoot, Mentimeter или Random.org. Сейчас в качестве основной площадки остановились на Microsoft Teams.

Какое из решений вы выберете для перевода в онлайн программ развития, не так принципиально. Наш опыт показывает, что успех digital-программ обеспечивают не сложные технические навороты, а контент и грамотная организация процесса. В общем виде это можно свести к нескольким простым, но важным рекомендациям.

1. Правильно адаптируйте материалы

Основной канал в онлайн-обучении — визуальный. Поэтому все материалы для digital-программы должны быть более яркими, броскими и привлекательными, чем обычно.

А главное — более динамичными. Следить за выступлением дольше 20 минут сложно даже в офлайне. А в режиме онлайна нужен совершенно другой ритм. Если речь идёт о вебинаре, то каждые 3–5 минут желательно менять картинку или формат работы, чтобы у пользователей возникало ощущение хорошего, бодрого темпа и не было соблазна заскучать или отвлечься. Пригодятся оригинальный нейминг, нешаблонные иллюстрации, видео и даже мемы. И избегайте официоза в контенте: он неизбежно нагоняет на участников тоску даже если у вас интересная тема и харизматичный спикер.

2. Подготовьте выступающего

От спикера в онлайне зависит не меньше, чем на очных встречах. Он должен уметь работать с голосом и удерживать аудиторию. Конечно, если вам удалось привлечь опытного эксперта, который к тому же является прекрасным оратором, интерес к нему в любом случае будет высоким. Но такая возможность есть не всегда.

Поэтому для онлайн-выступлений в режиме монолога лучше использовать те же правила, что и для всего остального онлайн-контента. То есть — регулярно менять картинку, обогащать презентации видео-материалами и броскими заголовками.

Кроме того, можно задавать именные вопросы, обращаясь к конкретному участнику. Для этого достаточно открыть список активных пользователей и спросить одного из них, что он думает по поводу сказанного. Также полезны классические вебинарные приёмы, вроде «Поставьте плюсик те, кто» или просьбы ответить на вопрос в комментариях.

3. Вовлекайте участников в создание контента

Людям дорого то, что они делают сами. В случае с онлайн-обучением это важно вдвойне. Не стоит превращать участников программ в пассивных слушателей. Опыт показывает, что многие из них отлично справляются с созданием контента. Например, один из наших сотрудников провёл собственное исследование внутри своего региона и сделал интересное и полезное выступление на одной из сессий Learning Club о том, как использовать менторинг в повседневной деятельности.

В плане вовлечения будет полезна почти любая практическая работа. Так, перед участниками «Бизнес-марафона» ставятся конкретные задачи — исследовать завод, посчитать KPI для того или иного проекта. Задания могут быть не только «на освоение материала», но и неформальные. Время от времени мы проводим с участниками фотомосты или просим их прислать селфи с предприятия, на котором они выполняют полученные задачи. А потом награждаем сотрудников в разных импровизированных номинациях — например, за самые задумчивые или самые забавные фото.

4. Настройте обратную связь

Отсутствие привычной обратной связи — главная сложность при организации онлайн-программ по развитию персонала. Поэтому мы регулярно просим участников оценить конкретный курс или презентацию. Кроме того, на старте онлайн-проекта мы использовали чат-бот для вопросов на chatbotmother.com. Из-за корпоративных ограничений от него пришлось отказаться, однако мы нашли сопоставимые возможности в рамках внутренних IT-решений.

Чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией, мы также стараемся вовлекать участников в неформальное коммьюнити. Активно используем соцсети, проводим коммуникационные кампании. В Instagram публикуются фото участников онлайн-программ и рассказы о них, различные «правила жизни» от самих слушателей, экспертов и лидеров.

Вдобавок мы пользуемся чатами, где участники могут оперативно задать вопрос и получить консультацию.

Многое здесь зависит от координатора онлайн-программ. Хотя в большинстве случаев они не знают участников лично, не стоит игнорировать дистанционное общение. Всегда можно написать в чат, поставить лайк в социальной сети, позвонить и узнать, как идут дела.

5. Не забывайте об очном формате

Даже при соблюдении всех перечисленных принципов не стоит полностью отказываться от работы в офлайне. Личные встречи — это энергетика, возможность наладить персональные контакты и продемонстрировать активность, которую сложно было бы проявить онлайн.

Безусловно, в рамках перехода на digital-форматы мы значительно сократили количество очных мероприятий. Если раньше у нас было пять очных сессий по два–четыре дня, то теперь офлайн-сессии занимают в общей сложности шесть–восемь рабочих дней.

Такая комбинация позволяет, с одной стороны, значительно экономить ресурсы, а с другой — использовать преимущества обоих форматов. И в итоге делать программы максимально результативными.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Источник фото для тизера: Tim Gouw