Войти в SMM и не облажаться

Начать заниматься SMM — несложно. Но стоит учитывать ряд моментов перед тем, как связать жизнь с продвижением в соцсетях. Объясняет Егор Сугоняк, сооснователь STEREO.

Всё больше людей приходит в SMM. И вместе с ними появляются «коммуникационные агентства», состоящие из двух–трёх человек, закрывающиеся через месяц. Предполагаю, это происходит от непонимания, что скрывается за постингом картиночек в соцсети, и поэтому беру на себя смелость поделиться ви́дением этой ниши с высоты шестилетнего опыта, дабы пролить свет на рынок SMM в 2018 году.

Вероятно, у читателя возникнет вопрос, кто я, чтобы обсуждать нишу и давать какие-то советы. За три года работы нашего агентства мы выросли до одиннадцати человек, и более половины нашей выручки приходит от клиентов, которые работают с нами дольше трёх месяцев. И к рекламе нашего агентства мы прибегаем только в случае, когда нам нужен новый сотрудник (то есть всегда). Среди наших клиентов есть как федеральные компании, так и малый бизнес нашего города (агентство находится Омске), что не даёт расслабиться: нам жизненно необходимо давать заказчикам реальный результат (чаще всего в виде заявок и продаж), чтобы продолжать сотрудничество. А мне самому приходится поддерживать актуальность своих знаний и умений в таргетированной рекламе, контенте и инструментах, чтобы, если что, перехватить пару проектов на ручное управление. В общем, в SMM я интегрирован довольно глубоко и давно.

Что из себя представляет SMM в конце 2018 года

Стало нормой, что SMM используют не только для увеличения продаж, но и, например, для закрытия вакансий. Соответственно, SMM — решение бизнес-задач заказчика с помощью соцсетей. А вот задачами может быть и получение заявок, расширение подписной базы, увеличение охвата акции, генерация установок мобильного приложения, управление репутацией и так далее. Исходя из задачи, мы выбираем нужные инструменты среди всех соцсетей и упаковываем их в стратегию: что конкретно мы сделаем, чтобы выполнить бизнес-задачу клиента. И, собственно, потом это делаем.

После поездки на «Суровый Питерский SMM 2018» я увидел, что всё больше агентств и специалистов нишуются: они работают только, например, с медициной, ресторанами или концентрируются на одной соцсети. Из этого напрашивается вывод, что конкуренция вынуждает федеральных игроков специализироваться (возможно, даже искусственно) и становиться экспертом в каком-то конкретном направлении, чтобы получить клиентов.

Что вас ждёт, если вы сейчас займётесь SMM

Очевидные плюсы.

Очевидные минусы.

Особенности, которые никуда не деть.

Какими путями можно попасть в SMM

  1. Устроиться на стажировку или работу в агентство.
  2. Пройти курс и начать предлагать свои услуги.
  3. Нанять SMM-специалистов и открыть собственное агентство.

С учётом сложности и бурного развития конкуренции я настоятельно рекомендую начинать свой путь в SMM с наёмного труда.

Много плюсов.

Предположим, вы освоили SMM и готовы начать зарабатывать. Что лучше: стать фрилансером или строить агентство?

Другими словами, что выбрать: стать ремесленником и быть крутым специалистом-одиночкой или двигаться в сторону построения бизнеса, то есть агентства.

Однозначные плюсы фриланса.

Однозначные минусы фриланса.

Особенности фриланса.

С фрилансом разобрались, перейдём к агентству.

Однозначные плюсы агентства.

Однозначные минусы.

Особенности агентства.

Итак, агентство подойдёт для тех, кому нравится SMM, нравятся продажи и работа с людьми и хочется зарабатывать суммы бо́льшие, чем он может получить в одиночку. Фриланс — для тех, кому нравится SMM, но не нравится брать на себя ответственность за других людей.

Как найти первого клиента на SMM

Как вы уже поняли, сразу создать агентство не получится. То есть начинать путь самостоятельного заработка в SMM нужно, как ни крути, с позиции фрилансера.

Когда вы специалист-одиночка, вам приходится делать всё самому. И помимо знаний об SMM, вам обязательно потребуются:

Если всё это у вас уже есть, то можно приниматься за поиск клиентов.

А как их получить — первых клиентов на SMM?

Наши первые клиенты появились, потому что мой партнёр помогал с организацией мероприятий для предпринимателей и маркетологов. Он был «на виду» в тусовке потенциальных клиентов и работал с организатором, который был тогда известен как крутой SMM-специалист. В общем, помогло окружение.

Клиенты от меня начали приходить чуть позже: в основном, это были люди, которые знали, что у меня было два успешных коммерческих проекта, где я продавал товары через соцсети.

Своих первых клиентов на проекты с товарами я находил так: наполнял ассортиментом сообщества во ВКонтакте и Instagram, делал всё так, чтобы было понятно, как купить. Как только люди сообщали, что они хотят сделать покупку, я говорил, что прямо сейчас товара нет в наличии, но мы без предоплаты привезём то, что им нужно. Собрав первые положительные отзывы, я уже мог торговать по предоплате по всей стране и не делать скидки. Эта схема может быть актуальна и для услуг: покажите, что сделать можете, не стесняетесь, что вы новичок, и предлагаете оплатить постфактум, например, в размере, который заказчик посчитает приемлемым. Или, например, предложить сделать бесплатно с оплатой только в случае, если заказчик будет доволен. От таких условий трудно отказаться, особенно экономному клиенту, который хоть немного доверяет вам.

Как ещё можно найти заказчика.

  1. Найти группу в соцсетях, сделать её аудит и отправить список улучшений и краткую SMM-стратегию, пометив, что всё это вы можете сделать.
  2. Выступать в местных бизнес-клубах, тусовках маркетологов или хотя бы появляться там и давать дельные комментарии по теме соцсетей.
  3. Общаться с друзьями и знакомыми, обсуждать соцсети и говорить, что вы занимаетесь этим. Так как специалистов часто ищут среди друзей и знакомых, даже такой способ может дать вам клиента.

Хорошо, вы получили клиента, но как сделать так, чтобы он заплатил ещё раз?

Здесь важно следующее: значительная часть вашего продукта — это сервис. Особенно это приобретает важность, когда вы работаете с бизнесом, а не с самозанятыми.

Соответственно, чтобы удерживать клиента, нужно:

Наблюдая за тем, какие проекты делают наши конкуренты, могу предположить, что, давая хороший сервис (аккаунтинг), можно на протяжении нескольких месяцев продавать даже слабый SMM.

Давайте подытожим

Хотите попробовать свои силы в SMM? Изучите несколько бесплатных курсов, подтяните русский язык и устраивайтесь на стажировку в популярное в вашем городе SMM-агентство. А когда почувствуете в себе силы для предпринимательства и посчитаете, что уже отлично освоили SMM, пробуйте искать первых собственных клиентов, делайте им крутой сервис и хороший SMM — и всё получится.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.