Видео в digital-коммуникациях

О современных видеоформатах и их применении в digital-коммуникациях. Рассказывает соучредитель «Интериума» Алексей Астафьев.

Пользователи Facebook просматривают по 100 миллионов часов видео в день. В Snapchat ежедневно кнопку play нажимают 10 миллиардов раз. В Instagram доля видеорекламы выросла до 65% к 2017 году. При этом digital-прогноз компании Cisco предрекает дальнейший рост видеотрафика: к 2020 году он составит 82% всего потребляемого контента.

Facebook по традиции прекрасно чувствует, куда дует ветер, поэтому активно перетягивает на себя одеяло ведущего поставщика видео. Так, в августе 2017 заработал сервис Facebook Watch, который предлагает пользователям классический вариант video on demand, как на YouTube и других аналогичных ресурсах. Сервис не требует отдельной установки, он интегрирован в Facebook, анализирует вашу активность и предлагает персонализированные рекомендации и подборки для просмотра. Пока его обкатывают в США, но без сомнений, скоро он появится и в российском сегменте. И постепенно всё видео в Facebook перетечёт на родную платформу, оставив ссылки на YouTube в прошлом. В этом можно быть уверенными минимум по двум причинам: во-первых, Facebook понижает в охвате видео со сторонних ресурсов, а во-вторых, обещает делиться со своими авторами контента 55% дохода от рекламы.

PR и маркетинг в digital-агентстве

Cossa рекомендует: образовательная 20-недельная онлайн-программа, разработанная Андреем Тереховым (CEO COSSA/RUWARD) для PR-менеджеров на стороне агентств и веб-студий.

  • 20 тематических блоков по 5 дней каждый
  • 100 практических ежедневных заданий
  • 20 больших еженедельных заданий
  • 20 видео-роликов по теории (7+ часов)
  • Более 300 ссылок на материалы по теме
  • Баланс стратегия:тактика — 2:3
  • Баланс практика:теория — 3:1

Успей оплатить участие по сниженной цене до 6 октября!

Реклама

Если вы ещё не бросились осваивать Adobe Premiere или Final Cut, чтобы пилить хайповые видосы для своего продукта, то напрасно. Но раз уж вы здесь, садитесь поудобнее, в современном мире видео есть кое-что поинтересней традиционных роликов.

Live-видео, стримы, трансляции

Прямые видеотрансляции — один из самых ярких трендов последней пары лет. Из развлечения подростков-летсплееров этот формат вырос до серьёзного самостоятельного инструмента, популярность которого ещё находится в стадии роста.

Согласно исследованию eMarketer, более 30% пользователей смотрят трансляции. А команда Twitter утверждает, что прямые эфиры с места событий повышают привлекательность брендов на 63%. Среди площадок за пальму первенства в просмотре live-видео борются Facebook и YouTube. Российскому зрителю они также доступны в Twitter, ВКонтакте и Instagram.

У нас прямые трансляции начали завоевывать популярность вместе со стриминговым сервисом для геймеров Twitch. В 2015 для широких масс запустили Periscope. Twitter купил его ещё до официального запуска, но не торопился с окончательным слиянием, наблюдая за реакцией аудитории. Сервис приняли на ура, и в декабре 2016 стало возможным вести трансляции непосредственно из основного приложения, не скачивая отдельно Periscope.

Facebook тоже крепко взялся за формат стримов, запустив сервис Facebook Live. Согласно их собственным наблюдениям, прямые эфиры смотрят в 3 раза дольше и комментируют в 10 раз чаще, чем обычные ролики. Неудивительно, что каждое пятое видео на Facebook — это прямая трансляция.

Логическое продолжение live-видео получило в Instagram: в 2017 году здесь появилась возможность вести трансляцию совместно, при этом она доступна для подписчиков обоих участников эфира. Бомбический инструмент, который стоит освоить брендам. Представьте: вы общаетесь с подписчиками вживую, сразу получаете обратную связь в виде комментариев, воздействуете на аудиторию, привлекая к трансляции всяких блогеров, да ещё и увеличиваете охват за счёт их подписчиков. А чем больше людей присоединится к эфиру, тем выше он поднимется в ленте рекомендаций, и вы получите ещё больше новых зрителей, подписчиков и клиентов. Так что обязательно освободите местечко для стримов в своём медиаплане.

Что снимать? Трансляции хороши для демонстрации живого процесса. Используйте их, чтобы показать аудитории то, что происходит у вас здесь и сейчас: презентации, розыгрыши призов, различные активности, фестивали, спецпроекты, семинары, конференции. Например, Apple всегда проводит ежегодную презентацию новых продуктов именно в прямом эфире. А по наблюдению CMYK Laboratory, хороший органический охват в Facebook получают видео с массовых мероприятий.

Живые видеорепортажи со значимых событий обеспечат вам не только повышение активности во время их проведения, но и создадут шлейф обсуждений и просмотров после. Привлекайте к съёмке экспертов отрасли, блогеров, лидеров мнений, чтобы увеличить охват и привлечь новых подписчиков. А для наглядности вот вам 9 хороших примеров использования брендами стримингового сервиса Facebook Live — на старт, внимание, крадите как художник.

Исчезающие (и не очень) видео Stories, Reels, Истории, Series

Stories — ещё один тренд прошлого года. У брендов, блогеров и обычных людей появилась возможность рассказывать истории из своей жизни и с головой окунаться в чужие: без фотошопа, профессионального света и тщательной постановки.

Первыми сториз запустили в Snapchat. Потом подтянулись Instagram, Facebook, YouTube и ВКонтакте. Сегодня свой вариант исчезающего видео есть даже у Whatsapp и Medium. Смысл везде примерно одинаковый: короткие видео, которые записываются с телефона, дополняются стикерами, текстом, фильтрами, рисунками и сохраняются на 24 часа, после чего удаляются. Но лучше всего получилось всё-таки у Snapchat и Instagram.

Последний пошёл дальше: теперь избранные Stories не исчезают, а остаются в шапке профиля, пока вам не надоест. Reels на YouTube тоже не исчезают, а всегда доступны в специальной вкладке и даже появляются в рекомендациях, если вы часто смотрите видео такого формата.

Свой аналог историй, Series, появился и в Medium. Сервис специализируется на гражданской журналистике, и его администрация считает, что исчезающие видео — новый, перспективный способ сторителлинга, удобный и читателям, и авторам.

Однако этот формат тоже имеет свои особенности. Планируя снимать Stories для своего аккаунта, помните, что это «черновое» видео. В противовес тщательно вылизанным, заранее смонтированным «официальным» роликам это возможность показать вашу корпоративную кухню, людей, которые стоят за брендом, и их простые человеческие истории. Главный бухгалтер кормит офисного кота, генеральный плачет от счастья, читая отзывы клиентов, руководитель айти сладко спит на утреннем совещании — всё, что никогда не попадёт в основную новостную ленту, но делает вашу компанию живой, настоящей и интересной подписчикам.

Вот, например, Jersey Ice Cream, дизайнеры из Бруклина, показывают процесс работы над новым проектом: «бэкстейдж» — в Stories, вкусные фото результата — в ленту.

Панорамное видео и live-видео 360°

От трендов переходим к новинкам. Видео с обзором в 360° — ещё один шаг в направлении виртуальной реальности. Специальная камера снимает буквально всё, что происходит вокруг. А зрители, просматривая ролик, могут «вращать камеру», фокусируясь на том, что им интересно. По данным eMarketer более 50% пользователей считают, что панорамные видео вовлекают больше обычных, а 36% утверждают, что будут с бо́льшим воодушевлением взаимодействовать с брендами, которые снимают ролики в формате 360º.

Технически возможность загружать панорамные видео появилась на YouTube и Facebook ещё в 2015. Но интерес к ним проснулся только в прошлом году. Хотя до сих пор возможность снимать на 360º-камеру есть только у крупных брендов и информагентств, например, National Geographic, The New York Times, Associated Press. Но и это ещё не всё. Facebook и YouTube уже запустили сервис живых трансляций в формате видео 360º, а Twitter готовит к выходу Periscope360.

Так что если у вас есть лишние 200–300 $, потратьте их на бюджетную камеру с круговым обзором, потому что панорамное видео — это круто. Тем не менее нет смысла снимать всё подряд. Выберите то, что будет более интересно и полезно именно в формате 360º. Например, это отличный вариант для экскурсий по производству, офису компании, готовым объектам в строительстве. Если раньше для этого делали фотопанорамы и 3D-модели, то теперь лучше использовать видео с круговым обзором — это добавит правдивости, реалистичности, а значит — доверия.

Онлайн-трансляцию в формате 360º есть смысл привлекать как тяжёлую артиллерию для грандиозных событий, которые привязаны ко времени и стоят того, чтобы «покрутить головой», разглядывая, что происходит. Например, если совет директоров раскошелился и на день рождения компании заставил Рианну петь дуэтом с Земфирой — дайте подписчикам ощутить себя непосредственными участниками, оказаться в центре крутого сэйшна. В качестве примера насладитесь видео с круговым обзором от Red Bull: Италия, солнце, море, 27-метровая скала, соревнования по прыжкам в воду.

Циклические видео

Бесконечно можно смотреть только на три вещи: горящий огонь, текущую воду и действительно интересные циклические видео. Старая, но всё ещё популярная тема. А началось всё с русского сервиса Coub, запущенного в 2012 году. В нём можно делать зацикленные ролики длиной до 10 секунд и накладывать них звук. Потом появился Boomerang, который объединяет несколько фото в видео и проигрывает его вперёд и назад.

Сегодня все соцсети так или иначе зацикливают короткие видео, различаются только частности. Например, Twitter проигрывает по кругу все видео длиной до 6,5 секунд, а в ВК при публикации нужно поставить галку «зацикливать видео». И раз уж вы собрались публиковать короткое видео и знаете, что оно зациклится, то пусть эти несколько секунд вызывают эмоции, чтобы хотелось прокручивать их раз за разом, как этот коуб, в котором Лана Дэль Рэй поет Семен Семенычу.

Если это рекламное видео, а не развлекательное, то желательно, чтобы по композиции оно тоже было цикличным, и многократное повторение получалось бесшовным: в начале у вас прыгает кот, в конце он приходит к месту прыжка — и снова прыгает.

Stop-motion

Stop-motion — уникальный, бюджетный формат на границе фото и видео, который незаслуженно мало распространён. А ведь он не требует какой-то специальной техники, оборудования, навыков съёмки или обработки видео. Вы можете снять крутое коммерческое видео вот прямо сейчас. Все, что нужно — креатив, аккуратность, сносный смартфон с камерой, штатив (можно даже не париться и закрепить на настольной лампе) и программка, которая склеивает фотокадры.

Тем более скоро этот формат ждёт популярность. Ходят слухи, что Instagram с октября 2017 тестирует инструмент для создания stop-motion. Он преобразует длинные серии фотографий в GIF-ку, которая загружается в Stories. Вспомните пластилиновые мультики из детства, как Норштейну удалось впихнуть целый курс философии в одного «Ёжика в тумане», и творите. Используйте подручные материалы, приводите в движение красивые флетлеи, рассказывайте истории. Например, как это сделали в Starbucks. Но учтите: для стоп-моушен действительно нужно специально снимать кадры, заранее продумывать тайминг и сюжет. Если просто собрать похожие фото, получится слайд-шоу школьного уровня.

В качестве лайфхака многие также пользуются тем, что в Facebook посты с видео получают на 135% больше органического охвата, чем с картинками. Получается, что простенькое, коротенькое видео из тех же картинок даст вам почти в полтора раза больше аудитории — почему бы не потратить лишних полчаса. А для вдохновения посмотрите 10 крутых примеров stop-motion.

HD-видео

Видео как видео, только высокого качества, «как в кино». Если ещё несколько лет назад это было крутой инновацией, то сегодня высокой чёткостью уже никого не удивишь. Почти все современные камеры и даже простенькие фотоаппараты поддерживают как минимум HD Ready. Но это не значит, что надо снимать всё подряд в HD.

Если уж вы взялись снимать видео высокой чёткости, не стоит экономить на сценарии, обработке и спецэффектах. Сделайте несколько крутых PR-роликов вроде эпического шпагата Ван Дамма на фурах Volvo, набравшего более 88 миллионов просмотров. Или проморолика Минского тракторного завода — не такого эпичного, зато душевного. Цитируя один из комментов на YouTube, «я чуть не расплакался, какой же этот трактор офигенный».

Вывод: аудитория требует видео, не отказывайте ей

Видеоконтент всё глубже проникает в ленты соцсетей. Это подтверждают и многочисленные исследования брендов, и наш с вами простой пользовательский опыт. Аудитория требует визуализации, вовлечения, живого взаимодействия. Не отказывайте ей, выбирайте подходящий формат и снимайте видео. И делитесь с нами в комментариях: стримите потихоньку? Пробовали снимать видео 360º?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.