Из бюрократа в диджитал-менеджера: какие сложности подстерегают и как их побороть

Эльмира Садыкова бросила госслужбу и устроилась менеджером в студию дизайна idealogia. Делится с читателями Cossa впечатлениями и рассказывает, как преодолеть сложности на пути в диджитал. Вдохновляющая история.

Ещё недавно я была специалистом в крупной государственной компании небольшого сибирского города. Я занимала эту должность два с половиной года, за это время заработала неплохую репутацию у начальства и уважение коллег.

Мечтала о карьерном росте, ипотеке и предстоящих корпоративах, очередном красном дипломе и курсах повышения квалификации. И вдруг поняла, что всё это не моё.

Все эти ипотеки, документы, отчёты и планы, 48–52 размер одежды через десяток лет и унылые, уставшие от однообразной работы глаза, наводят на меня тоску. Я решила кардинально изменить свою жизнь, и через несколько недель перешла на позицию менеджера в небольшую, недавно открывшуюся студию графического, информационного и веб-дизайна.

На момент прохождения собеседования и испытательного срока я была совершенно далёким от дизайна человеком. Но моё острое желание работать и уверенность в том, что я быстро вольюсь в новую среду, помогли мне убедить моего нового начальника дать мне шанс. Шанс на испытательный срок.

Весь интернет-маркетинг за 19 недель!

Cossa рекомендует: онлайн-курс по интернет-маркетингу от Ingate — digital-агентства с 17-летним опытом.

  • 17 учебных блоков по ключевым вопросам интернет-маркетинга
  • Поддержка менторов
  • Диплом
  • Cтажировка в топовых агентствах России
  • Помощь в трудоустройстве
Узнать больше >>
Реклама

Я работаю в небольшой дизайн-студии уже несколько месяцев, и ничуть не жалею о смене работы. Как у меня это получилось, и как перестроиться с работы в консервативной компании на работу в креативной студии — читайте в этой статье.

Не бойтесь кардинальных изменений

Карьера в государственной компании подкупает стабильным окладом, принадлежностью к так называемой «элите», особым статусом и возможностью при удобном случае подчеркнуть, что ты работаешь не официантом в ресторане. Нет, ты, как все «нормальные люди», действуешь по строго заданному и всем известному плану: детский сад → школа → университет → работа по специальности в надёжном, проверенном веками месте.

Но иногда, просиживая штаны в душном кабинете и отвечая на вопросы теста «Кем ты был в прошлой жизни?» в Facebook, вдруг задаёшь себе вопросы, которые кажутся странными коллегам и родственникам: «А моё ли это место?», «Правильный ли выбор я сделала, и есть ли у меня здесь будущее?», «А что, если я так и просижу тут ещё лет 30, перебирая те же самые бумажки, смотря в тот же самый монитор и отвечая на те же самые, заученные наизусть вопросы?»

via GIPHY

В такие моменты осознаёшь, что не стоит бояться перемен, не нужно держаться за место и оклад, если они не приносят удовольствия, не мотивируют вставать каждое утро и с улыбкой идти на работу.

А самое интересное: именно в эти моменты, когда ты понимаешь, что мир не ограничен и разнообразен, всегда появляются новые возможности, открываются новые двери и встречаются нужные люди.

Мне повезло. Новая работа нашла меня сама в Facebook. Я написала небольшой комментарий под постом давнего знакомого, с которым когда-то пересекались на предыдущей работе. Знакомый этот комментарий оценил, а заодно вспомнил, что я когда-то работала менеджером, и предложил мне работу в своей студии.

via GIPHY

Просите совета, но слушайте себя

А дальше был сложный период размышлений, сомнений, разговоров с родителями, бабушками, дядями и тётями, друзьями и просто знакомыми. Были сомнения, были надежды, был страх перемен, страх не подойти, не влиться, не перестроиться, не понравиться и не заинтересоваться самой.

Итогом этих размышлений стало не безрассудное бегство, а осмысленный, постепенный переход на новую должность. Сначала я решила попробовать, прощупать новую почву, давно привлекающую своей атмосферой, профессиональным языком и открытыми, свободными творческими людьми.

via GIPHY

Проработав месяц по полдня в госкорпорации и студии дизайна одновременно, я поняла, что так долго продолжаться не может. Нужно было срочно что-то решать и делать выбор: стабильное место с фиксированным окладом и премиями по праздникам или тихая, уютная студия, где сотрудники снимают обувь на входе и ходят на работе босиком, делают гимнастику для спины, а после вместе едят самсу из местного буфета; где платить тебе будут не за видимость работы — раскладывание пасьянса «Косынка», а за реально отработанное время и выполненные задачи.

Так выглядел офис госкомпании

Выбор дался легко, и работать на полный день я стала в студии дизайна.

Работа в студии

Отправляйтесь в путешествие

Желательно на юг Европы, чтобы вдоволь насладиться вином, морепродуктами и зарядиться солнцем. Путешествие помогает на время отвлечься от домашних проблем, посмотреть на ситуацию с другой стороны, понять и принять её. Кроме того, при смене работы, по законам Российской Федерации, отпуск вам светит минимум через полгода, а обстановку нужно менять, чтобы настроиться на новую волну.

via GIPHY

Включите мозг

Имея три красных диплома (правда, совсем не в области дизайна и менеджмента) и сертификат об участии в семинарах Студии Артемия Лебедева, я думала, что работать менеджером в студии дизайна будет легко, весело и непринуждённо. Я думала, что ничего сложного для меня на новом месте не будет.

Но нет! В первый рабочий день я не просто задумалась о том, что мне надо многое вспомнить и многому научиться, так как я не могла понять и половины из того, что мне говорили: Trello, Toggl, amoCRM, корни папок, брендинг, лендинг, нейминг, айдентика, брендбуки и гайдлайны…«Что всё это значит? Я понимаю смысл этих слов на английском, но как это сделать и с чем это едят?», — думала я первые неделю-две. Хорошо, что я умела пользоваться Google-диском и Google-документами (хотя полный переход на онлайн-документопроизводство и отсутствие Microsoft Word и Microsoft Excel на рабочем компьютере долгое время было дикостью и казалось ненадёжным:-)

via GIPHY

Выход один — учиться новому.

Внимательно слушать руководителя, который обстоятельно и подробно объяснял, что Toggl нужен для расчета будущей зарплаты, а Trello и amoCRM помогут структурировать задачи, распределить их на день, неделю и месяц, расставить приоритеты и контролировать себя самостоятельно.

Записывать все неизвестные слова, чтобы после разговора с начальником загуглить, почитать и постараться их запомнить, чтобы не пугаться вопросов заказчиков и разговоров коллег. Особенно полезными лично мне показались известные всем в диджитал-сфере сайты и учебники для менеджеров:

«Учебник для менеджеров в Digital» Олега Чулакова,
https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/ Артемия Лебедева,
Статьи на Cossa https://www.cossa.ru/articles/,
«Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» https://www.ozon.ru/context/detail/id/137634276/ Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой,
«Жёсткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат» https://www.ozon.ru/context/detail/id/28347572/ Дэна Кеннеди.

via GIPHY

Активно использовать новую лексику: рассказывать друзьям, родителям, постить в Instagram, ВКонтакте и Facebook, повторять слова так, будто учишь новый иностранный язык. Пытаться использовать лексику в беседах с коллегами (желательно, в нужных местах), наклеивать стикеры со словами и напоминалки-подсказки на стену перед рабочим столом, чтобы, во-первых, в свободную минуту снова их повторить, а во-вторых, чтобы не растеряться при общении с заказчиками.

Установить мобильные приложения всех CRM-систем и систем подсчета времени, чтобы иметь возможность изучать интерфейс дома, в автобусе, самолете или в очереди в супермаркете и не тратить свое рабочее время и время своих коллег на постоянные вопросы типа «а где здесь эта кнопка?», «а как создать карточку или задачу?», «а почему у меня снова время не считается?»

Задавать вопросы. Руководителю, коллегам, знакомым, работающим в той же сфере. Потому что глупых вопросов не бывает. Я считаю, что лучше один раз спросить профессионала, который за минуту поможет решить проблему, чем потратить полчаса на поиск решения в интернете. К тому же, как сказал мне однажды мой начальник, «самый глупый вопрос — не заданный».

Расслабьтесь и получайте удовольствие

Серьёзно. Расслабьтесь и наслаждайтесь самим процессом и организацией работы. Теперь не нужно нервно искать слова перед планёрками с начальством, пытаясь вспомнить хоть что-то полезное из сделанного за неделю. Не нужно подбирать рубашку к пиджаку и брюки к каблукам, можно ходить в офисе вообще без обуви и никто не сделает тебе замечание! Теперь можно обращаться к коллегам и руководителю по имени, и даже не знать его отчества. Теперь можно придумать рисунок для твоей части стены в офисе и предложить новую политику ведения социальных сетей компании.

Теперь к твоему мнению могут прислушаться, не смотря на твои заслуги, дипломы и научные степени.

Теперь ты действительно можешь почувствовать принадлежность к общему, командному делу, заниматься которым интересно и тебе самой, и всем, кто в нём участвует.

via GIPHY

Однако работа в студии дизайна — это, прежде всего, работа. Важно следить за временем и чётко распределять его: нужно успевать обрабатывать входящие лиды, разбирать входящие письма, вовремя выполнять задачи, поставленных руководителем на день, неделю и месяц. При этом нужно непрерывно изучать новый материал, постоянного пополнять знания, успевать вести собственные проекты в рамках студии, поддерживать офис в рабочем состоянии, мотивировать коллег на внутреннюю работу и продвижение студии. И, конечно, на написание собственных статей и передачу своего опыта другим.

Чтобы всё успевать, воспользуйтесь советами.

Заносите встречи, планёрки, важные задачи в календарь (онлайн, в ежедневнике или настенный), чтобы всегда управлять своим личным и рабочим временем. Поставьте напоминания, чтобы вовремя вспомнить о переговорах с клиентом, отправке документов и внеочередной планерке.

via GIPHY

Грамотно планируйте свой день и неделю. Расставьте приоритеты и теги к задачам и письмам, чтобы легко в них ориентироваться и знать, к какому сроку они должны быть сделаны. Начинайте рабочий день с разбора непрочитанных писем, новых сделок и входящих лидов, проверяйте пропущенные вызовы на телефоне, уточните сроки по каждой задаче. Выполняйте сложные и срочные задачи в первой половине дня (это, как правило, задачи по клиентам и проектам), более простые — после обеда (внутренние задачи компании). И главное — не позволяйте внезапным звонкам или письмам нарушить ваш план на день, чтобы новые срочные задачи не сместили на второй план задачи более важные.

Распределите свою неделю на временные отрезки в зависимости от задач. Помните, что в понедельник утром и в пятницу вечером клиенты скорее всего не ответят на ваши письма и звонки, а вторник и среда — хорошие дни для деловых встреч и переговоров.

Разделяйте рабочее и личное пространство и время. Корпоративная культура в диджитал-сфере заметно отличается от профессионального общения бюрократов. В дизайне «все свои», все сразу переходят на ты и рассказывают друг другу смешные истории. Здесь легче найти друзей и единомышленников, но нужно помнить, что студия — это работа, и на работе вы можете шутить, смеяться, отправлять друг другу смешные эмодзи и мемы, не забывая о том, кто есть кто. Вы — менеджер, который должен управлять рабочим процессом, дисциплинировать креативщиков и приводить их к результатам. Поэтому нельзя забывать, что время — это ценный ресурс, который нужно тратить с умом, особенно на работе.

Развивайтесь и растите вместе с компанией

Первые недели и месяцы работы в студии дизайна могут показаться шоковой терапией, после которой можно почувствовать себя экспертом и опытным диджитал-менеджером, но это далеко не так. Нужно продолжать пополнять свои знания и совершенствовать свои навыки, а для этого:

Это лишь малая часть двухмесячного опыта

Перечисленные выше советы и лайфхаки — лишь небольшая часть накопленного за несколько месяцев работы менеджером опыта. Все они помогли мне адаптироваться и влиться в новую среду, коллектив и атмосферу. Я не гарантирую, что следуя им вы станете профессиональным диджитал-менеджером, но я надеюсь, что мои советы помогут вам избежать многих «трудностей перевода» и справиться с другими сложностями и странностями работы с креативными людьми.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.